СОЦИОПАТИЯ
(страница обработана для распечатки)
Некоторые расстройства поведения определенного типа в прошлом именовались «моральным помешательством» или «моральным идиотизмом». Людей с таким поведением лечащие врачи еще недавно называли психопатами. Но затем термин психопат был заменен более точным — социопат.
Социопаты — это индивиды, антиобщественные в своей основе и вследствие этого всегда вступающие в разного рода конфликты, но никогда не извлекающие уроков из неприятных переживаний и наказаний, причиной которых является их собственное поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих. У них не обнаруживается никаких особых дефектов, пока они о чем-нибудь говорят или рассуждают; их дефективность состоит в неспособности вести себя, т.е. соблюдать приличия, отвечать за свои поступки и уважать чужие права. Короче говоря, они социально ущербны.
При обычных неврозах невротическое поведение индивида причиняет ущерб главным образом ему самому. Социопаты же перекладывают большую часть своих страданий на других. Невротик не позволяет инстинктам своего Ид (Ид - вместилище психической энергии человека, образующейся в результате проявлений инстинктов жизни и смерти ; действует попринципу достижения удовольствия) выражаться открыто, а направляет их внутрь. Социопат, напротив, обращает их вовне, чтобы ослабить собственные напряжения. Если Суперэго ( образы и желания, контролирующие и препятствующие свободному выражению инстинктов Ид ; несогласованностьмыслей с Суперэго приводит к формированию напряжений, которые индивид осознанно либо неосознанно стремится снять. Осознанное напряжение создает чувство вины. Одним из проявлений Суперэго является человеческая совесть) не может удержать под контролем инстинкты Ид, то индивид либо находит какой-нибудь внешний фактор, сдерживающий его Ид, либо предоставляет ему возможность действовать по своему усмотрению и проявляться свободно. Он может позволить руководить собой какой-либо более сильной личности, например, партийному лидеру или религиозному деятелю, а может предпочесть закон, полагая, что, пока закон на его стороне, он вполне прав и может делать все, что, как ему кажется, разрешено законом. Во втором случае любое свое желание, как бы ни было оно тривиально или невыполнимо, он удовлетворяет независимо от последствий.
Одна из главных характерных особенностей социопата состоит в том, что, какими бы дурными ни казались его поступки другим людям, сам он не чувствует за собой никакой вины; поэтому возникает впечатление, будто он лишен Суперэго. Однако люди, способные на самые возмутительные поступки, на хладнокровное убийство, ложь, эксплуатацию беззащитных или избиение собственных родителей, жен и детей, чувствуют себя виновными за другие поступки, которые кажутся им дурными. В тюрьмах случается, например, что воры и грабители чувствуют моральное превосходство перед убийцами, и наоборот. У каждого существуют собственные мерки, и, пожалуй, правильно было бы считать их Суперэго избирательным, а не слабым.
Вообще, социопаты бывают двух типов. Первый тип, латентный, или пассивный, социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например, религии или закона, либо привязываясь на время к какой-нибудь более сильной личности, которую он склонен рассматривать как идеал.(Речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для поддержания совести, а о тех, кто пользуется ими вместо совести.) Эти люди не руководствуются обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написанов книге или законе. Любопытными примерами латентных социопатов могут служить «христиане», ущемляющие представителей других религий, а также юристы, лишенные всякие этических принципов, подсказывающие преступникам, как нарушать законы человеческой порядочности, не попадая при этом в тюрьму.
Второй тип — активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних сдержек, хотя и может накакое-то время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от негоприличного и ответственного поведения. Но как только эти активные социопаты оказываются вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих от них хорошего поведения, они тотчас перестают сдерживать себя.
Известно много видов социопатического поведения. Некоторые из них привлекают больше внимания, хотя и неслишком часто встречаются, как, например, сексуальные посягательства на маленьких детей или женщин, заражение молодых людей венерической болезнью, хладнокровное убийство или обман ничего не подозревающих людей. Менее драматично, хотя более обыденно, поведение людей, небрежно ведущих машину, бездельничающих на работе или намеренно провоцирующих трудности. Такие люди не думают об опасности, которую они могут навлечьна окружающих, их не заботит, что они взвалят свою часть работы на плечи других, и они абсолютно равнодушны к возможным утратам.
Масштабы деятельности социопата зависят от способностей его ума и от возможностей. Если он богат и могуч, то способен принести громадный вред, как, например, римский император Калигула, приказывавший ради собственного развлечения топить разукрашенные суда, полные людей. (Калигула считается классическим примером «бессовестного поведения», подобного поведению социопатов, но в действительности он, как полагают, был шизофреником. Установить различие между социопатией и шизофренией зачастую бывает очень трудно.) Он может удовлетворять свои прихоти самым трагическим и бесчеловечным способом, как известные в истории тюремщики, все время изобретавшие всякие пытки для своих жертв. Если он беден, но умен, то может специализироваться в надувательстве; если беден и не умен, то будет делать вещи, не требующие особой оригинальности, скажем, устраивать «розыгрыши», выделывать опасные трюки с машиной, избивать ни в чем не повинных людей или бессмысленно разрушать имущество. К социопатическим действиям относятся и многие сплетни, которые запускают из деструктивных побуждений, например, чтобы учинить скандал.
У большинства людей имеются встроенные в их Суперэго жесткие запреты, препятствующие беспорядочной сексуальной жизни и незаконному потреблению наркотиков. Они всегда остерегаются подобных вещей. Некоторые социопаты, Суперэго которых не содержит подобных запретов, находят, что незаконные препараты делают их жизнь приятной, и начинают потреблять их. Так же и социопат, у которого отсутствует запрет на бесконтрольную сексуальную жизнь, подвергает себя и других опасности венерического заболевания и, кроме того, заставляет беременеть женщину, отказываясь заботиться о потомстве.
Проследим теперь за жизнью умного социопата и посмотрим, какие опустошения он оставляет после себя.
Предприниматель из г. Олимпия Людвиг Фарбанти владел в свое время Олимпийским консервным заводом; он вынужден был продать его Мидасу Кингу главным образом из-за похождений своего единственного сына Локи.
Проблемы с Локи начались еще в детстве. С ним былотрудно справиться, когда он был грудным ребенком. Его почти невозможно было приучить к горшку. Когда он пошел в школу, все девочки пришли в ужас от его жестокости. Однажды он нашел перочинный ножичек и проткнул им руку Минервы Сейфус, которая сидела рядом с ним. После этого пришлось отдать его в частную военную школу, но и там воспитатели ничего не могли поделать с ним. Наказания приводили лишь к тому, что он сбегал. Впрочем, интеллект у него был выше среднего, и он ухитрялся, несмотря на все это, сдавать экзамены. В колледже он постоянно влезал в долги, стал подделывать на чеках подпись своего отца. Мистер Фарбанти в конце концов всегда оплачивал их, поэтому никто из аркадийских торговцев из уважения к нему не обращался в полицию.
Летние каникулы Локи проводил, перебираясь из одного города в другой, и ему никогда не хватало его весьма щедрого денежного довольствия. Он всегда пытался произвести на кого-нибудь впечатление, а для этого предпочитал иметь богатый гардероб. Останавливался он в лучших отелях и развлекал народ. Правда, компании он подбирал себе не очень удачно, и неудивительно, что за время этих увеселительных поездок два раза подхватил гонорею и неоднократно попадал в вытрезвитель. В конце концов отец, не в силах вынести расточительность Локи, объявил ему в последний раз, что оплачивать его поддельные чеки больше не будет. На этот раз он был настроен решительно.
Однако Локи это не смутило. Каждый раз, когда ему чего-нибудь хотелось, он покупал приглянувшийся ему предмет. Он был очень прилично одет и держал себя столь уверенно, что ему ничего не стоило подсунуть свои чеки. Он никак не мог набрать денег, чтобы купить машину, но всегда раскатывал на какой-нибудь, и щедрость сделала его популярным среди девушек. Нескольким из них он доставил особые неприятности. Но лишь после того, как электрик Эмброуз Паттерсон погнался за ним с револьвером за то, что тот пытался соблазнить его младшую сестру Дефни, он счел за благо навсегда убраться из Олимпии и Аркадии, предоставив родителям оплачивать оставленные им огромные долги.
Локи направился в Лос-Анджелес, где ухитрился устроиться диктором радио, утверждая, будто у него большой опыт. Здесь он впервые узнал, как сильно может влиять на людей его голос, и стал пользоваться этим, когда хотел произвести впечатление. Однажды вечером он пошел на религиозное собрание с пожилой разведенной женщиной, с которой жил в то время. Сумма пожертвований поразила его. Он разузнал все подробности, изучил ситуацию и решил вступить в этот бизнес с помощью той же леди. Прочитав несколько книг по теософии, спиритизму и Христианской Науке (Christian science — секта, основанная в конце XIX в. Мери Беккер - Эдди; до сих пор имеет в США много последователей. Согласно ее основной догме, причиной болезни и смерти является слабая воля человека, который сам стремится к ним.), он основал культ под названием «Ваша радость». Вскоре при финансовой поддержке своей подруги и с помощью ее связей он стал, благодаря также своему красноречию и силе убеждения, популярным проповедником и евангелистом, а через некоторое время смог открыть филиалы в нескольких городах западных штатов. Со временем он установил правило, по которому верующие должны были отдавать его церкви все свои деньги. Он купил несколько жилых домов и поселил в них своих последователей, взимая с них квартирную плату. В каждом из домов он устроил кооперативные рестораны, продавая в них еду по высокой цене. С помощью этих и некоторых других методов большая часть доходов его последователей, а также их капиталы попали в церковный фонд, который был помещен в банк на его имя.
Однажды он решил, что его пресытила роль проповедника, а кроме того, были и другие причины покончить со всем этим. Не подавая вида, что собрался уезжать, Локи хитроумно подготовил последователей к своему уходу, чтобы они не подняли тревогу раньше времени. Он перевел в деньги все церковные вклады, которые только смог перевести, и удрал с этими деньгами в Германию, где в течение некоторого времени вел шикарный образ жизни в обществе некоего американца Макси, грабившего банки. Когда Макси умер, Локи заинтересовался национал-социалистской партией. С начала второй мировой войны он под вымышленным именем готовил для нацистов антиамериканские пропагандистские материалы.
После его исчезновения некоторые из его последователей прозрели и обратились в полицию. Но многие по-прежнему верят в него, поскольку он особым образом подготовил их к этому событию. Некоторые из них и по сей день клянутся, что это произошло во время одной из молитв и что они своими глазами видели, как ангелы унесли его на небо. Мать шестнадцатилетней девушки, которую он увез с собой в Германию, а впоследствии сбыл поставщику буэнос-айресского борделя, покончила с собой, когда один из друзей Макси, согласно плану этой операции, рассказал ей, какая судьба постигла ее дочь.
История Локи иллюстрирует многое из сказанного ранее о социопатах. Очевидно, совесть не удерживала Локи от того, что он делал, и он поступал так, как ему хотелось. Ясно также, что его не останавливал и интеллект. Когда ему хотелось выпить или получить сексуальное удовольствие, он делал это, невзирая на последствия. Если бы его импульсами управлял его интеллект или совесть, он не заражался бы гонореей и не подвергал бы себя риску, подделывая чеки. Его поведение несколько отличается от поведения тех, у кого под влиянием родительского воспитания совесть была сформирована, но кто потом начинает плохо вести себя, чтобы бросить вызов собственной совести или отомстить родителям. С самого начала поведение Локи было ужасным, но он никогда не проявлял каких-либо признаков исправления. Во многих случаях он вредил себе больше, чем кому-либо другому.
Некоторые события в жизни Локи типичны, их можно найти в биографиях многих социопатов. Почти всегда они плохо ведут себя в детстве и в школе. Если они поступают в хорошие школы, то их оттуда, как правило, исключают. Они влезают в долги, злоупотребляют, если это возможно, добрым именем своей семьи, раскатывают по стране, совершают самые экстравагантные выходки, подхватывают гонорею и прочие подобные заболевания, сидят в тюрьмах, попадают в переделки с женщинами, надувают людей бойкой болтовней, ни в чем не соблюдают дисциплину и причиняют горе почти всем, с кем общаются. В жизни таких людей многое просто само собой разумеется, и когда измученные родители в конце концов обращаются за советом к психиатру, то врач, выслушав начало их рассказа, нередко угадывает все остальное.
Одни предпочитают думать, будто социопатами рождаются ; другие же, основываясь на имеющихся данных, утверждают, что такое поведение всемерно поощряется родителями больных. Согласно второй точке зрения, отнюдь не лишенной смысла, даже если родители социопата жалуются и высказывают недовольство по поводу выпадающих на их долю последствий поведения своего отпрыска, то на самом деле какая-то часть их психики наслаждается беспутством и разнузданностью их детей. Психотерапевт часто встречается с ситуациями, когда ребенок ведет себя плохо, а один из родителей или оба находят такое поведение милым и забавным. К несчастью, из их милых поступков нередко развивается деструктивное и социопатическое поведение. Например, алкоголик Дэн Часбек, слыша о пьянстве сына Диона, когда тот учился в колледже, радовался тому, как весело его сын проводит время и какой он дюжий парень. Но мистер Часбек возразил бы, если бы кто-нибудь заключил, что именно его отношение к сыну, его поощрения «милых забав» привели в конце концов Диона к самоубийству.
Лечение юного социопата, еще зависящего от родителей требует сотрудничества всех, кто имеет к нему отношение. Если, как можно подозревать, его поведение в какой-либо форме поощряется родителями, то в процесс лечения должны быть включены и родители. Если в таком поведении есть что-то врожденное, то излечение социопатических тенденций при содействии родителей более вероятно, чем без них. В наше время психиатры настаивают не только на явке родителей, но даже предпочитают иметь дело со всей семьей сразу, составляя из нее «семейную терапевтическую группу». Социопаты редко обращаются к врачу по доброй воле, но могут проявить к лечению большой интерес, попав в тюрьму; в ряде случаев им приносит пользу групповая терапия, применяемая во многих тюрьмах.
Любопытно, насколько установка социопата напоминает установку тех «диких» животных, которые, по-видимому, неспособны сформировать что-либо напоминающее Суперэго и которых можно «приручить» лишь внушением чувства страха. Между тем установка домашних животных свидетельствует, как можно предположить, об их способности образовывать нечто вроде Суперэго, гораздо более близкое к установке общественного человека.
TAKE ME BACK ALL OF THIS!